LiPo аккумуляторы для радиоуправляемых моделей.

«LiPo» – это обозначение от «Lithium Polymer», который составляет основу электрохимической композиции ячейки, из которых собрана батарея. LiPo батареи различаются следующими параметрами: напряжение (V), емкость (mAh) и ток разряда (C). Вот пример маркировки одного из аккумуляторов «Turnigy 4000 mAh 3S 30C Lipo Pack». Попробуем разобраться, что же она обозначает.


Напряжение (V). Как видите на маркировке прямо не указано значение напряжения (например 11.1 v), а чаще всего можно встретить параметр «S» (в нашей маркировке указано 3S). Значением «S» обозначают количество LiPo ячеек, соединенных последовательно, для увеличения напряжения аккумуляторной сборки. Так как номинальное напряжение одной LiPo ячейки составляет 3.7 вольта (напряжение разряженной 3.3В, заряженной 4.2В), то напряжение 3S аккумулятора составит 3*3.7=11.1В. На этикетке LiPo можно встретить оба этих значения. Количество ячеек у аккумуляторной сборки может быть много:

  •  3.7 В = 1 ячейка x 3.7 В (1S);
  • 7.4 В = 2 ячейки x 3.7 В (2S);
  • 11.1 В = 3 ячейки x 3.7 В (3S);
  • 14.8В = 4 ячейки x 3.7 В (4S);
  • 18.5 В = 5 ячеек x 3.7 В (5S);
  • 22.2 В = 6 ячеек x 3.7 В (6S);
  • 29.6 В = 8 ячеек x 3.7 В (8S);
  • 37.0 В = 10 ячеек x 3.7 В (10S);
  • 44.4 В = 12 ячеек x 3.7 В (12S).

Знайте, что критическое нижнее значение напряжения для 1S (одной ячейки) аккумулятора составляет 3.3В, при разряде аккумулятора ниже 3.3В в его химическом составе произойдут необратимые процессы, которые приведут его в негодность. Поэтому знайте об этом и используйте «Золотое правило», согласно которому не рекомендуется разряжать аккумулятор больше, чем на 80 % от его заявленной емкости (мАч). Это позволит уберечь ваш аккумулятор от преждевременного выхода из строя. Емкость (С) измеряется в mAh (мили-ампер-часов). Это означает сколько всего энергии может накапливать аккумулятор. Эту емкость можно сравнить с емкостью топливного бака, чем она больше, тем дольше будет работать двигатель. Но учтите, чем больше емкость, тем тяжелее и дороже аккумулятор.

Аккумулятор может быть разряжен очень быстро, например если он питает силовую установку вертолета или мультиротора, или же постепенно, например на планере.

Current — электрический ток. Измеряется в Амперах. Мили Ампер (mA) — это 1/1000 Ампера. Единица измерения mAh (мили-ампер-часов) обозначает каким током может обеспечивать заряженный аккумулятор потребителя в течении одного часа. Например, аккумулятор емкостью 4000 мАч, может обеспечивать энергией двигатель, который потребляет 4 Ампер в течение одного часа. Или видеопередатчик, который потребляет 250 мАч, в течении 16 часов (4000мАч/250мАч=16 ч.). Чем выше потребляемый ток, тем быстрее происходит разряд батареи.


Ток разряда (C). На нашем примере это значение равно 30 (30С). Но это не Амперы – это обозначает, что ток безопасного (для батареи) разряда может составлять до 30 значений ее емкости. Просто нужно умножить емкость батареи на 30, 4000 mAh*30C=120000 мАч или 120 А. Естественно, что при таких больших токах аккумулятор будет разряжаться очень быстро. Посчитать на сколько времени хватит емкости нашего аккумулятора также несложно. При токе разряда 2000 мАч, заряда аккумулятора хватит на 2 часа, соответственно в одну минуту будет потребляться 2000/60=33.3 мА. При токе разряда 30000 мА (или 30 А) в минуту будет расходоваться 500 мА, соответственно аккумулятора емкостью 4000 мАч хватит на 8 минут (4000/500=8).

Помимо этих обозначений на этикетке аккумулятора можно встретить значение Charge rate, Charge Capacity или Charge Speed. Все они обозначают одно – максимальный ток, которым можно заряжать аккумулятор. Обозначается, как и в случае с током разряда, буквой (С) и считается аналогично. Если 2С, то ток заряда для аккумулятора емкостью 4000мАч составит 2*4000=8 Ампер. Ни в коем случае не пренебрегайте этим значением и не превышайте ток заряда аккумулятора – в лучшем случае вы просто испортите LiPo, в худшем – он может загореться и уничтожить кроме себя еще что-нибудь… тьфу-тьфу-тьфу. Поэтому также никогда не оставляйте заряжаться аккумулятор без присмотра, даже в противопожарном чехле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *